На протяжении нескольких лет наша компания ведет разработку почтоматного направления (помимо банковской автоматизации, автоматизации ритейла, внедрения комплексных систем самообслуживания и других). Временами мы сами побуждаем потенциальных заказчиков к необходимости внедрения той или иной системы для решения бизнес-задач сейчас или в ближайшем будущем. А иногда на нас выходят клиенты и открывают новый рынок, который вроде бы очевиден, но не всегда заметен с первого взгляда.
Собирая обратную связь от заказчиков по общим направлениям онлайн-доставки мы увидели отчетливую тенденцию — крупные столичные застройщики всерьез рассматривают установку почтоматов в каждую входную группу для автоматизации доставки любых товаров для своих жильцов. Более того, элитным комплексам с карточным доступом через лифты только на свои этажи интересна установка устройств на каждом этаже. А некоторые даже готовы проектировать персональные ячейки с двусторонним доступом рядом с каждой дверью квартиры.
Да, европейские коллеги практикуют установку единичных почтоматов во дворах, однако, таким устройствам требуется вандалоустойчивость и возможность работы в агрессивной внешней среде (влага, перепады температуры). Уличные локеры также идут вразрез с концепцией комфортного получения посылки не выходя из дома.
Растет спрос покупателей среднего и высокого класса жилья на организацию современного процесса получения e-commerce товаров. Это подталкивает застройщиков к внедрению новых, максимально удобных для жильцов решений для удержания доли рынка.
По итогам собранной обратной связи от потенциальных заказчиков был выделен ряд ключевых преимуществ для застройщиков:
Оптимизация доставки без необходимости посещения курьером каждой квартиры
Отсутствие привязки к нахождению клиента дома
Совершение заказа через модуль управления почтомата (альтернатива онлайн-покупке)
Поддержка оплаты через почтомат (альтернатива онлайн-оплаты)
Использование устройства в качестве точки приема регулярных платежей, оплаты сторонних услуг
Также играет важную роль переориентирование рынка в связи с последними событиями. Речь про исключение личного контакта между курьером и клиентом при сложившейся эпидемиологической ситуации в связи с Covid-19. А также сокрытие данных и точного адреса проживания получателя, исключение сталкинга, излишнего внимания, домогательств со стороны курьера.
И конечно же повышение удобства для жильцов, особенно если локер установлен на каждом этаже. Поддерживается интеграция почтоматного ПО с любыми учетными системами УК многоквартирных домов — выполняется проверка данных жильца, отправляются SMS или push-уведомления о статусе заказа.
В перспективе возможно разделение ЖК на те в которых решение есть (конкурентное преимущество для застройщика) и тех, в которых его нет. Дальнейшая заинтересованность компаний, не имеющих почтоматных систем.
Дополнительным развитием решения может быть использование фреш-модулей — ячеек с встроенными системами охлаждения для доставки продуктов питания, лекарств, любых скоропортящихся товаров.
Рассматривается снабжение почтоматов прозрачными дверцами для продажи товаров на месте — оплата через POS-терминал или мобильное приложение.
Наконец, возможна любая пересылка товаров через почтоматы — автоматизация приема и выдачи для прачечных, химчисток, ремонтных мастерских и т. д.
Уже сейчас почтоматы превращаются в сервисоматы “все в одном”, к которым подключаются дополнительные ящики с требуемым конструктивом и устройство реализовывает разом весь вышеописанный функционал.
Как правило, для удовлетворения потребностей крупного застройщика (10 домов класса люкс*2 входных группы на каждый дом*20 этажей ~400 почтоматов в случае установки на каждом этаже) требуется:
Единый сервер с поддержкой отказоустойчивости
Бэк-офис для отслеживания и обработки логистических операций, статуса почтоматов, ячеек, удаленного управления устройствами, оповещения ответственных лиц о неисправностях, загрязнении ячеек и т. д.
Курьерское и/или клиентское мобильное приложение для упрощения работы курьеров с почтоматами (внесение, изъятие по QR-коду), для получения клиентами уведомлений о статусах посылок, открытия ячеек и получения заказов.
Весь описанный функционал поставляется “из коробки”, при этом мобильное приложение позволяет застройщику использовать безэкранные почтоматы, которые заметно дешевле экранных моделей.
Помимо почтоматных систем в ЖК растет интерес к умным почтовым ящикам. Устройства позволяют значительно сократить площади для классических почтовых ящиков. Больше не требуется устанавливать персональный бокс для каждой квартиры — курьер оставляет письмо в одну из десятка умных ячеек, а пользователь получает уведомление через SMS, в мессенджере или в мобильном приложении.
Интересны застройщикам и смарт-холодильники, позволяющие получать готовые продуктовые заказы или приобретать продукты на витрине через мобильное приложение.
Застройщики жилья уровня комфорт и выше владеют всеми возможностями по внедрению систем автоматизации доставки на базе устройств самообслуживания. В 2021 году только в пределах Москвы планируется к сдаче 66 жилых комплексов. Растущая доступность оборудования и технологий, компактность решений создают все условия для реализации масштабных почтоматных проектов в самом ближайшем будущем, для предоставления клиентам самостоятельной возможности получения любых онлайн-заказов не выходя из своего многоквартирного дома.
Кроме почтоматных систем мы занимаемся разработкой ПО в сфере любых сервисов самообслуживания для жильцов. Будем рады обратной связи от потенциальных клиентов, поставщиков почтоматного оборудования, а также обмену информацией и опытом с другими участниками рынка автоматизации доставки.
Воробьев Александрvorobyev.a@soft-logic.ru |